Версия для слабовидящих

englishрусский

  • 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Калинина, д.54
  • +7 (8142) 56-11-18
  • mail@colcult.karelia.ru
  •      

06.04.15

"Памятные даты"

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)— датский писатель и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Русалочка», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок».
Ганс Андерсен родился в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена был бедным башмачником и плотником. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли. После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. В 1819 году четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген. Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. В 1828 году поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.

В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена «Путешествие пешком от канала Хольмен до восточного мыса острова Амагер», где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль «Любовь на Николаевой башне», 1829 год, имел шумный успех. В 1831 году отправился в первое путешествие по Германии, итог которого эссе - размышление «Теневые картины», 1831 год, и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман «Импровизатор». После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с Оноре де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 года появились два первых выпуска «Сказок, рассказанных для детей». Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837 года. В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка». Расцвет творчества приходится на период с 1830 по 1840 годы, когда были написаны знаменитые сказки «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Девочка со спичками», «Тень, Мать», «Соловей». В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки «Тень», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво».

Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость».

 

Юрий Маркович Нагибин (3 апреля 1920, Москва — 17 июня 1994, Москва) — русский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Родился 3 апреля в Москве, у Чистых прудов, в семье служащего. Нагибин не сразу нашел себя, свое призвание. В юности увлекался футболом, ему даже предсказывали большое будущее на этом поприще. Отчим посоветовал ему писать рассказы, обратив внимание на его талант передавать свои впечатления об увиденном и услышанном легко и с юмором.Однако после окончания школы он поступил в медицинский институт (исполняя желание матери), но остается в вузе только до конца первой сессии. В это время во ВГИКе открывается прием на сценарный факультет, куда Нагибин проходит. Учеба дается ему легко, времени для писания рассказов, очерков, рецензий, статей - сколько угодно. В 1940 был напечатан его первый рассказ. Закончить ВГИК не удалось - началась война. Ушел на фронт. Знание немецкого языка решило его судьбу - он был направлен в VII отдел ПУ (контрпропаганда) Волховского фронта, где пришлось не только выполнять свои прямые обязанности, но и воевать с оружием в руках, и выходить из окружения. Все впечатления и наблюдения фронтовой жизни позже вошли в его военные рассказы.В ноябре 1942 был контужен, вернулся в Москву и до конца войны работал в газете "Труд". Как корреспондент побывал в Сталинграде, под Ленинградом, при освобождении Минска, Вильнюса, Каунаса. В 1943 выпустил сборник прозаических произведений "Человек с фронта". Приняли в Союз писателей. Корреспондентские впечатления вошли в рассказы, составившие сборники "Большое сердце", "Две силы" и др. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставляя работать над прозой: рассказы "Трубка", "Зимний дуб" были очень популярны. Середина 1950-х была очень плодотворной: один за другим выходят сборники рассказов "Человек и дорога", "Чистые пруды", "Далекое и близкое", "Ранней весной". Однажды по приглашению своего друга едет в Мещеру на утиную охоту, и мещерская тема входит в его жизнь и творчество. Написаны сборники рассказов: "Погоня. Мещерские были" (1963), "Зеленая птица с красной головой" (1966).В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о "великих" (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.). Много сил Нагибин отдает кино, написав сценарии таких известных фильмов, как "Председатель", "Директор", "Красная палатка", "Чайковский", "Ночной гость" и др. Работая и для телевидения, сделал ряд передач о жизни и творчестве Лермонтова, Аксакова, И.Анненскою, А.Голубкиной. Работал Нагибин до конца дней своих. Уже после его смерти вышла автобиографическая проза писателя - "Тьма в конце туннеля"; "Моя золотая теща". Умер в Москве 17 апреля 1994.

 

Артур Хейли (1920—2004)— канадский прозаик британского происхождения, создавший ряд бестселлеров в жанре производственного романа.

Родился в Лутоне, графство Бедфордшир (Англия). Служил в Королевских военно-воздушных силах с начала Второй мировой войны в 1939 до 1947 года, после чего переехал в Канаду. Сменив несколько работ, начал писать книги. В 1956 году стал профессиональным писателем, начав работать на телеканал CBC для драмы «Опасный полёт» (в печати «Взлётная полоса 08»). После успеха романа «Отель» в 1965 году Хейли переехал в Калифорнию, в 1969 году переехал на Багамы. В каждом из его романов встречаются различные финансовые или технические подробности, в дополнение к драматическим отношениям между героями, доступным языком изложенная информация о том, как функционирует то или иное устройство или система и как они влияют на общество и его индивидуумов. В романах подробно показан генезис какой-либо системы, её развитие, неизбежные проблемы, приводящие в конце концов к кризису, который счастливо разрешается к концу романа. Наиболее удавшиеся книги Хейли отличает от трафаретных боевиков стремление к многоплановости изображения, попытка сочетать занимательность с обсуждением социальных вопросов, чаще всего не связанных со сколько-нибудь серьезной критикой буржуазной реальности. В "Окончательном диагнозе" ("The Final Diagnostics", 1959, рус. пер. 1973) и "Сильном лекарстве" ("Strong Medicine", 1984) такой проблемой являются недостатки американского здравоохранения, "Отеле" ("Hotel", 1965, рус. пер. 1972) и "Колесах" ("Wheels", 1971, рус. пер. 1974) - расовая дискриминация, в "Менялах" ("The Moneychangers", 1975) и "Перегрузке" ("Overload", 1979) - проявление экономического и в особенности энергетического кризиса, в "Аэропорте" ("Airport", 1968, рус. пер. 1971) - противоречия технического прогресса и рост преступности.

Балансируя на грани между "серьезной" и "массовой" литературой, романы Хейли не претендуют на основательность психологического анализа и на глубокое проникновение в суть воспроизводимых конфликтов. Многое в этих книгах вытекает из практики журналистского репортажа и, с другой стороны, является откликом на усилившийся с середины 1960-х годов интерес к документально-публицистическому жанру. Беллетризация, опирающаяся на доскональное изучение объекта изображения, - определяющая черта манеры прозаика.

 Многие из книг Артура Хейли становились бестселлерами № 1 в списке Нью-Йорк Таймс. В мире было продано более 170 миллионов экземпляров на 40 языках. Многие произведения были экранизированы, а по «Отелю» был снят телесериал. По «Аэропорту» был снят блокбастер с превосходными спецэффектами.