Версия для слабовидящих

englishрусский

  • 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Калинина, д.54
  • +7 (8142) 55-95-96
  • mail@colcult.karelia.ru
  •  

01.02.22

Всемирный день безопасного интернета

Безопасный интернет.jpg

 

 

В феврале отмечается Всемирный день безопасного интернета, введенный в 2004 году организацией Insafe.

Основным заданием Дня безопасного Интернета является установление диалога между пользователями интернет-услуг, государственными структурами, общественными организациями и представителями бизнес-структур, которые оказывают эти услуги и создают новейшие технологии, с целью повышения информированности относительно безопасного и ответственного пользования Интернетом (особенно среди детей и молодежи).

По мнению специалистов, основные причины появления виртуальной опасности для детей - это общая доступность материалов, которые содержат порнографию или пропагандируют насилие и жестокость, скрытое влияние коммуникативных особенностей Интернета, отсутствие нормативных положений, которые законодательно закрепляли бы понятие "порнографическая продукция, развращающая детей", несовершенство взаимодействия между правоохранительными органами и интернет-провайдерами в этом вопросе.

Есть основные правила безопасного пользования Интернет:

1.    Защитите свой компьютер:

      - регулярно обновляйте операционную систему;

      - используйте антивирусную программу;

      - применяйте брандмауэр;

      - создавайте резервные копии важных файлов;

      - будьте осторожны при загрузке содержимого.

2.    Защитите себя в Интернет:

      - с осторожностью разглашайте личную информацию;

      -  думайте о том, с кем разговариваете;

      - помните, что в Интернет не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

3.    Соблюдайте правила:

      - закону необходимо подчиняться даже в Интернет;

      - при работе в Интернет не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.

       Пять правил относительно электронной почты:

1.    Никогда не открывайте подозрительные сообщения или вложения электронной почты, полученные от незнакомых людей. Вместо этого сразу удалите их, выбрав команду в меню сообщений.

2.    Никогда не отвечайте на спам.

3.    Применяйте фильтр спама поставщика услуг Интернета или программы работы с электронной почтой (при наличии подключения к Интернету).

4.    Создайте новый или используйте семейный адрес электронной почты для Интернет-запросов, дискуссионных форумов и т.д.

5.    Никогда не пересылайте «письма счастья». Вместо этого сразу удаляйте их.

       Дополнительные правила

        Закрывайте сомнительные всплывающие окна.

        Всплывающие окна — это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки «Нет».

        Остерегайтесь мошенничества.

       В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

       Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы «Условия использования» или «Политика защиты конфиденциальной информации», чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.

        Обсуждайте использование Интернета.

 

Мир все более технологичен, то, что вчера казалось фантастикой, уже реальность. Многое радует, поскольку наши возможности на производстве, в быту, на отдыхе возрастают, больше комфорта. Но всегда ли каждый из нас задумывается о последствиях использования тех или иных новых приборов, аппаратуры, снаряжения – последствиях не только этического характера (например, гаджеты мешают живому общению), но и связанные со здоровьем? Что происходит? Какие подстерегают опасности?

 

В России Всемирный день безопасного Интернета впервые прошел в 2005 году.

Традиции праздника

Ежегодно назначается тема Всемирного дня безопасного Интернета. Она касается актуальных проблем в сфере защиты пользователей Сети и внедрения новых программ. В этот день проходят образовательные акции, проводятся конференции и семинары. Участники общественных организаций рассказывают о способах защиты личных данных. Презентуются проекты повышения безопасности, памятки и правила пользования глобальной сетью Интернет. На телевидении транслируют тематические программы и фильмы.

В России к празднику приурочивают акцию «Неделя безопасного Рунета». В это время проходят форумы, круглые столы, конференции, на которых эксперты обсуждают вопросы угрозы в Сети, защиты от вредоносных программ, киберзависимости. Работает горячая линия с экспертами по безопасности.

Интересные факты

Центр новостей ООН сообщил, что к концу 2016 года Интернетом пользуются 3,5 миллиарда человек – 47% населения мира. Самый высокий уровень доступа в Сеть – в Исландии (98,2%), самый низкий – в африканских странах: Чаде, Сьерра-Леоне, Нигере, Сомали и Эритрее (3%).

В РФ с 2008 года действует «Национальный узел Интернет-безопасности в России» – уполномоченный член Insafe (Европейская сеть Центров безопасного Интернета) и Международной сети «горячих линий» по борьбе с противоправным контентом INHOPE. С 2011 года распространению опасного контента в Рунете противодействует Лига безопасного Интернета.

Научиться пользоваться сетью Интернет безопасно для себя является задачей не только педагогов в школах, учебных заведениях, но и в семьях, чтобы дети знали об электронных и коммуникационных рисках, кибербуллинге, фишинге, троллинге и могли минимизировать риски, возникающие при пользовании сетью Интернет.

Кибербуллинг - это травля с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Это целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей  запугать, разозлить или опозорить того, кто стал объектом травли. Примерами являются:

    • распространение ложной информации или размещение ставящих в неловкое положение фотографий кого-либо в социальных сетях
    • отправка обидных сообщений или угроз в мессенджерах
    • выдача себя за кого-то другого и отправка неприемлемых сообщений другим от его имени. 

Травля в личном общении и кибербуллинг часто могут происходить одновременно. Но кибербуллинг оставляет цифровой след - запись, которая может оказаться полезной и может использоваться в качестве доказательства для того, чтобы пресечь злоупотребления.

Фишинг (англ. phishing, от fishing — рыбная ловля, выуживание и password — пароль) — вид интернет-мошенничества, цель которого — получить идентификационные данные пользователей. Сюда относятся кражи паролей, номеров кредитных карт, банковских счетов и другой конфиденциальной информации.

Фишинг представляет собой пришедшие на почту поддельные уведомления от банков, провайдеров, платежных систем и других организаций о том, что по какой-либо причине получателю срочно нужно передать / обновить личные данные. Причины могут называться различные. Это может быть утеря данных, поломка в системе и прочее.

Атаки фишеров становятся все более продуманными, применяются методы социальной инженерии. Но в любом случае клиента пытаются напугать, придумать критичную причину для того, чтобы он выдал свою личную информацию. Как правило, сообщения содержат угрозы, например, заблокировать счет в случае невыполнения получателем требований, изложенных в сообщении («если вы не сообщите ваши данные в течение недели, ваш счет будет заблокирован»). Забавно, но часто в качестве причины, по которой пользователь якобы должен выдать конфиденциальную информацию, фишеры называют необходимость улучшить антифишинговые системы («если хотите обезопасить себя от фишинга, пройдите по этой ссылке и введите свой логин и пароль»).

Троллинг (от англ. trolling — ловля на блесну) — размещение на различных интернет-ресурсах провокационных статей, либо сообщений с целью развития конфликта между пользователями с сопровождением взаимных оскорблений и т.п. Лицо, которое занимается троллингом, именуют троллем, изначально это слово происходит именно от рыболовного термина троллинг, а не от мифологических троллей.

Главной целью троллинга является саркастическое, провокационное, подстрекательское или юмористическое содержание сообщений тролля, чтобы привлечь других пользователей к дискуссии.

Характерной чертой троллинга является то, что, так или иначе его целью будет привлечение внимания к своей персоне любыми способами.

Чаще всего, в сообщениях, размещенных на форумах, люди искренне и открыто выражают свои чувства, тем самым давая «почву под ноги» опытным троллям. Есть другой пример, когда пользователь с самого начала, не совсем понимает, как вести себя на том или ином форуме в результате чего он предпринимает какие-то действия, выходящие за рамки стандартного общения на данном ресурсе, то его обычно, хоть и ошибочно, воспринимают как тролля.

Методы борьбы с троллингом просты, и заключаются в том, чтобы не обращать внимания на сообщения тролля, так как, ответ на троллинг, способствует неизбежному развитию обсуждения темы, вызовет агрессию у наблюдателей и тролль получит именно то внимание, которое он и хотел.

Есть случаи, когда тролль обзаводится поддержкой модераторов, которые готовы заступиться за него. Так же не исключено, что троллями могут быть и сами администраторы и модераторы форумов (PR-троллинг). Считается, что главное целью тролля является получение прав на управление и редактирование попавшего под атаку троллинга форума. Тролль-модератор, прикрываясь «функциями модератора», заключающимися в слежении за соблюдением порядка, беззаботно занимается любимым троллингом.