Версия для слабовидящих

englishрусский

  • 185003, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Калинина, д.54
  • +7 (8142) 56-11-18
  • mail@colcult.karelia.ru
  •      

25.02.16

"Художники Карелии"

4.jpg

Открытие выставки книг "Художники Карелии" состоялось в библиотеке колледжа 24 февраля.

Традиции современного профессионального изобразительного искусства в Карелии были заложены в 1930-е годы. Среди первых ярких мастеров живописи края был Вениамин Попов - выпускник Петербургской Академии художеств, долгие годы преподававший в художественной школе и в изостудии Дома народного творчества Петрозаводска. В 1939-1940-е годы в Карелию приезжает группа выпускников высших художественных учебных заведений. В 1940 году была устроена первая выставка местных художников, в которой принимали участие восемнадцать авторов. Летом 1940 года состоялось первое организационное собрание Карело-Финского Союза советских художников, объединившего двадцати двух живописцев и графиков. Первым председателем правления Союза был избран Георгий Стронк.
В творчестве художников Республики Карелия всегда была и остается особая интонация сдержанной мудрости и романтической сказочности многовековых народных традиций. В 1950-е 1970-е годы Карелия голубых озер и древней истории страстно и взволнованно раскрылась в удивительных книжных иллюстрациях к эпосу "Калевала" Мюда Мечева, Георгия Стронка, Тамары Юфа, Николая Брюханова. Запоминающийся образ озерного края остался в гравюрах Зиновия Львовича, Алексея Авдышева и Сергея Грязева. Сложный мир современника предстал перед нами в психологических, интеллектуальных портретах скульпторов Лео Лангинена, Эдуарда Акулова и Людвига Давидяна; живописцев Екатерины Пеховой и Валентина Чекмасова. На региональных выставках Российского Севера всегда выделялись картины Фолке Ниеминена, Суло и Олега Юнтуненов, Михаила Юфы, Бориса Поморцева.
О карельском искусстве много писали, спорили. То ли особый статус национальной республики на границе отечественных земель, или суровая и нежная в своей девственной чистоте природа, особый воздух, озерные дали - все это помогало художникам Петрозаводска быть чуть более свободными, искренними и романтичными. Они мудро соединяли национальную и мировую классику с острым ощущением ритмов и переживаний современного думающего человека. Не случайно, именно портрет стал своеобразной визитной карточкой художественной Карелии.
По словам известного искусствоведа из Петрозаводска Евгения Калинина, "период наивысшего подъема искусства Карелии относится к 1960-м - началу 1970-х годов".

В 2000 году Союз художников Карелии отметил свое шестидесятилетие. Сегодня в его составе творчески работают шестьдесят шесть профессионалов, живущих в Петрозаводске и в районах республики. Культурная жизнь Карелии во многом меняется, появляются новые творческие объединения. Наиболее заметна деятельность клуба "Акварельные дожди" при Союзе художников, инициаторами создания которого стали ведущие мастера акварели Александр Каштанов и Георгий Иванов. В 2002 году появился и Альтернативный Союз художников Карелии, объединяющий уже сегодня около тридцати авторов.
Большую роль в развитии профессионального художественного образования играет педагогическая деятельность ведущих художников и дизайнеров республики - преподавателей факультета дизайна открывшегося в 1998 году в Петрозаводске Международного Славянского института, что дает надежду на то, что ряды профессиональных художников начнут пополняться за счет местных резервов.
В настоящее время Союз художников Карелии активно участвует в осуществлении культурного обмена со странами Европы.

Особого внимания заслуживает творчество старейшего художника Карелии Георгия Стронка, которому в 2000 году исполнилось 90 лет.
По-прежнему активно работает в Карелии Борис Поморцев, известный живописец, автор поэтических пейзажей карельских деревень. В последние годы он все чаще поднимает в своих картинах про6лемы, связанные с непростыми судьбами и трудной историей Северного края в двадцатом столетии. Акцент на творческих задачах и самоценности языка живописи ярко окрашивает искусство Екатерины Пеховой, Михаила Юфы, Владимира Иваненко.
Искренность и особая доверительность отличают многие произведения мастера портретной живописи и сюжетной композиции Валентина Чекмасова.

Так, к живописи обращаются мастера графического искусства - Олег Чумак, Аркадий Морозов и другие. В их числе и Олег Юнтунен, виртуозный мастер офорта. Его новые живописные произведения отличаются глубиной смысла, наполненностью активным внутренним переживанием и каким-то своим, сурово-романтичным "юнтуненовским" характером образов. Почти все работы были созданы в результате постоянных поездок художника на Белое море.
К созданию одухотворенных образов карельской природы обращено творчество Петра Миронова, Александра Каштанова, Бориса Кукшиева, Натальи и Валерия Кошелевых, Сергея и Валентины Чиненовых, Константина Романова. В основе их произведений поиск гармонии и стремление передать пленительную красоту Русского Севера.
Среди мастеров графики следует выделить серии работ, выполненные к 300-летию основания Петрозаводска. Это - оформление книг Олега Чумака и цикл цветных историко-бытовых композиций "Петрозаводск в XIX веке" Чиненовых. Овеян особой лирической интонацией графический цикл Маргариты Юфа "Когда-то в Японии".
Заметно трансформировалось творчество Александра Трифонова, который в последние годы вновь возвращается к изобразительности. Но это уже иная реальность, иное восприятие мира, строящееся на пластической метафоре, на сложной символике.